БАЗ: новый подход к производству тяжёлых грузовиков

Год назад мы информировали об успехах тяжёлых грузовиков БАЗ, чье шасси было разработано командой компании «Романов», используя наработки Брянского завода колёсных тягачей (БЗКТ). Сборка данной техники производится на производственной площадке в Шушарах, расположенной вблизи Санкт-Петербурга, где прежде также выпускались автомобили марки MAN. Важно упомянуть, что проект начинался на Обуховском заводе, который теперь является частью «Алмаз-Антей», однако в целях гражданского производства было создано новое юридическое лицо. Концепция грузовиков с независимой подвеской, позволяющей передвигаться по дорогам общего пользования, была утверждена в 2021 году. Процесс разработки начался в начале 2022 года, а к 2023 году был завершён ходовой макет автомобиля. Подготовка к серийному производству началась в январе прошлого года, и планируется, что сборка стартует до конца текущего года. В настоящее время доступны версии на шасси 6х6, включая различные типы, такие как седельный тягач, самосвал и бортовая платформа. Заказчики могут выбрать одну из пяти доступных кабин. Александр Бредихин, маркетинг-директор компании, поделился стратегией на следующие три года: планируется выйти на уровень продаж в 2000 автомобилей в год. На 2026 год запланировано произвести 600 единиц, что прямо прописано в специальном контракте с Минпромторгом, подписанном 30 апреля 2025 года. Бредихин также упомянул о высоком интересе к продукции, уже получены больше заказов, чем производственные возможности. Первая предсерийная модель была передана в Газпром для испытаний в посёлке Ямбург, который находится за Полярным кругом. В планах – передать ещё один образец в регион Краснодара. Через полгода «Романов» получит опознавательный отчёт, который поможет участвовать в тендерах Газпрома. В 2024 году ожидается запуск проекта для создания версии 8х8, а позже и 10х10. Преимущества модульной конструкции шасси заключаются в возможности добавления различных осей и унификации компонентов, что имеет большое значение для потенциальных клиентов. Получив одобрение типа транспортного средства, вступившее в силу 2 ноября, следует уделить внимание самосвалу (модификации S31A50 и S31A51), предназначенному для перевозки грузов с механизированной разгрузкой. Кабина имеет каркасно-панельную конструкцию, где каркас выполнен из стали, а панели - из пластика. Расстояние между осями может достигать 4800 мм, а расстояние между колёсами варьируется от 2030 до 2060 мм. Полная масса машины может достигать 30 тонн. Двигатель самосвала - отечественный ЯМЗ-6531 с рабочим объёмом 11 122 куб. см и крутящим моментом 1790 Нм. Коробка передач механическая на 9 ступеней. В раздаточной коробке представлена повышающая ступень и понижающая, что гарантирует высокую проходимость. В беседе с Бредихиным мы затронули вопрос о возможности продавать машины с отрицательной маржой, как это делают некоторые конкуренты в 2025 году. Он отметил, что окупаемость проекта наступит позже, с учётом потенциального спроса на продукцию. Срок окупаемости составляет менее 10 лет, что также даёт оптимистичный взгляд на будущее.