Кризис на рынке коммерческих автомобилей: что грозит сегментам?

4 декабря в Москве прошло заседание ассоциации РОАД, на которой было обговорено нарастающее напряжение на рынке коммерческого транспорта, включая средние и тяжелые автомобили. Вице-президент организации Виталий Киселев представил тревожные данные: с 2016 по 2025 год численность среднетоннажных машин сократилась на 25%, и сейчас этот сегмент представлен 1,727 миллиона единиц, по сравнению с 2,3 миллиона в 2016 году. Возрастающий средний возраст грузовиков, составивший 28 лет, вызывает серьезные опасения, особенно среди компаний, которые продолжают эксплуатировать старую технику, например, ЗИЛ, особенно в регионах. Дополнительно Максим Шишко из «Глобал трак сервис» представил анализ тяжелоклассных автомобилей и сообщил, что доля китайских производителей снизилась с 60% до 53% за последний год. Одновременно доля российских компаний возросла до 38%. К сожалению, общее количество сделок упало почти на 50%, что приводит к резкому сокращению рынка. В ближайшие два года ожидание в 46 тысяч продаж тяжелых грузовиков может испортить ситуацию, так как это будет наименьший уровень за последнее время. В ноябре произошло значительное падение продаж, что будет продолжаться и в текущем месяце. Годом ранее было реализовано 125,7 тысяч единиц тяжелой техники, но в 2022 году объем снизился до 102 тысяч, что привело к накапливанию избыточного запаса. Некоторые компании, которые брали автомобили в лизинг, уже не могут их оплачивать. Китайские производители используют стратегию агрессивного снижения цен, что способствовало образованию отрицательной маржи на рынке. В результате многие перевозчики не способны инвестировать в обновление своего парка. По данным Шишко, на складах имеется почти 14 тысяч автомобилей, которые по причине отзывов невозможно реализовать. Участники пресс-конференции выразили опасения, что в ближайшие годы количество продаж в сегменте HCV может сократиться до четырех тысяч автомобилей в месяц, тогда как в 2023 году этот показатель превышал десять тысяч. Улучшение ситуации эксперты связывают с возможными изменениями геополитической ситуации. На сегодня лидером рынка HCV является КАМАЗ с 12,6 тысяч единиц и долей 30,1%, за ним идут Sitrak и Shacman.