Правительство не может определиться с поддержкой электромобилей

Обсуждение вопросов о поддержке электромобилей в правительстве нашей страны продолжает вызывать много споров: периодически принимаются решения, способствующие развитию сегмента, а затем вводятся ограничения, усложняющие ситуацию. С начала текущего года утилизационный сбор для электромобилей был увеличен в 20 раз и теперь составляет 667 400 рублей, что соизмеримо с утильсбором на автомобили с ДВС. Результаты этого решения оказали упадническое влияние на продажи: с января по март объёмы продаж электромобилей упали на 50%, теперь их количество составило 1854 единицы, в то время как в последнем квартале 2024 года было продано 3844 автомобиля. Второй квартал показал улучшение, с учётом адаптации поставщиков: продажи выросли до 2546 машин, а третий квартал принёс ещё больший рост — 3586 электромобилей были проданы, что эквивалентно почти количеству продаж в конце прошлого года. Удастся ли сохранить этот рост в будущем? В прошлом году продажи за декабрь сформировались на уровне 1200 автомобилей в месяц, а в текущем продолжили расти: 795 машин в апреле, 786 — в мае, 965 — в июне, 1257 — в июле, 1082 — в августе и 1247 — в сентябре. Произведённые в 2025 году автомобили показали такие результаты: 196 в апреле, 334 в мае, 430 в июне, и так далее. Это свидетельствует о наличии значительных остатков на складах, как новых, так и прошлогодних моделей. Даже если с ноября утильсбор поднимут, электромобили сохранят примерно 1000-1200 продаж в месяц вплоть до лета, однако это может негативно сказаться на импорте из-за новых правил налогообложения. В третьем квартале лидерство удерживала марка Zeekr, которая реализовала 891 электромобиль. Наиболее востребованной моделью остаётся 001 — 449 автомобилей, после чего идут 7Х — 165, 009 — 122, X — 88 и 007 — 67 автомобилей. Несмотря на успехи марки, её доля на рынке постоянно снижается: с 38% в конце 2024 года до 25% в текущем году. Завод «Москвич» успел распродать 430 электромобилей 3е, что принесло ему второе место среди продавцов, хотя новая линейка моделей будет запущена только с продукцией концерна SAIC. Evolute нашла 539 клиентов для своих электромобилей, с i-Pro на уровне 363. Amberauto с моделью А5 зафиксировала 277 продаж. Avatr, принадлежащий Чангану, реализовал 263 единицы, в то время как BYD — 258. Согласовывая интересы рынка, в продаже остаются и прочие марки, такие как BMW и Porsche, однако их результаты значительно ниже. На положительной ноте стоит отметить, что у нового электромобиля Eonyx М2, наконец, появились продажи, среди которых было всего три клиента, что подтверждает интерес к новинкам. В итоге внутренний рынок электромобилей продолжает эволюционировать, пожалуй, остаётся только следить за изменениями в законопроекте и его влиянием на будущее.